Рентген и эффект швейцарского сыра
Новые владельцы унаследовали стремление снизить вес красного дерева. С 1982 года в Нэшвилле высверливали серию маленьких полостей в “красной” половине корпуса Les Paul, что неделикатно называлось некоторыми обозревателями эффектом “швейцарского сыра”. Конечно, после установки кленового верха, эти отверстия становились невидимыми, кроме как, быть может, для гастролирующих музыкантов, кто обращал внимание на просвечивание рентгеном в аэропортах.
“Я не думаю, что это дает большую разницу в звуке”, - говорит Тим Шоу о “швейцарском сыре”, - “потому, что отверстия слишком малы, чтобы работать, как резонирующие полости. А новый президент Gibson Генри Юшкевич подчеркивает: “Это не дает никаких изменений в звуковых характеристиках модели. Мы проверили это. Абсолютное значение для звука имеет область бриджа. Если вы сделаете что-то в области переключателя, это не окажет никакого влияния на звук. Кленовый верх, конечно сплошной, и многое в звуке определяет он. Так что мы делаем гитару лучше: она более удобная, но по-прежнему хорошо звучит”. Полости в красном дереве по-прежнему применяются в моделях Les Paul, за исключением некоторых Re-issue.
Первая настоящая попытка решить проблему веса Les Paul была реализована в виде новой модели Les Paul Custom Lite, представленной в 1987 году. У нее была профилированная тыльная сторона, что было чисто в духе Fender, и выбранное в результате дерево уменьшало вес, и делало гитару удобнее. Она стоила дороже обычного Custom, наверное в результате дополнительных затрат на производство (в сентябре основные модели имели цену $1170 за Custom и $1249 за Custom Lite), и продержалась до 1989 года.
В это же время, в 1988 году Gibson представили версию Les Paul Studio с таким же профилем- Les Paul Studio Lite (опять-таки в прайс-листе за февраль 1988 года Studio стоит $909, а Studio Lite - $974). Но годом ранее Gibson открыли “хромит” (chromite). Это другое название дерева бальса, происходящие от первого слова в его латинском имени - ochroma pyramidicale и ochroma lagopus. Бальса имела хорошие резонансные свойства и, вопреки распространенному заблуждению, безусловно, недешева, и стоит примерно в четверо дороже красного дерева, например. Она впервые была применена Gibson в виде вставки в корпус, чтобы облегчить их новую электрогитару с кленовым верхом USI в 1987 году.
Мэтью Клайн, мастер, работавший в отделе разработок Gibson, попробовал сделать Les Paul с полостями, но у того оказалось недостаточно мощи для “мяса”, с которым ассоциируются обычные Les Paul. Майк Волтц, другой сотрудник Gibson Custom Shop использовал бальсу для вставок в модель Gibson Chet Atkins SST, так что Клайн и Волтц, начали работать над применением тех же идей в Les Paul.
В 1990 году у Studio Lite изменилась спецификация: у них появились хромитовые (бальсовые) вставки, нормальная плоская тыльная сторон, более тонкий гриф и пропал примерно килограмм веса. Вырез в корпусе оставляет бридж и струнодержатель соединенными с нижней частью, а пространство вокруг заполнено вставками из бальсы (которая приходит на Gibson уже обрезанная до нужных размеров).
Тонкие грифы и птичьи глаза
Дж. Т. Риболофф обнаружил, что гитаристы, которые просили сделать для него специальные, уникальные гитары в Custom Shop хотели более тонкие грифы, как у Sunburst 1960 года. Генри Юшкевич заметил интерес, который образец такого штучного инструмента вызвал на NAMM, и сказал Риболоффу начать работу над серийной версией. Она появилась в 1990 году и была названа Classic. Через пару лет также появились 60 Re-issue и Re-issue Sunburst в стиле 60-х.
Юшкевич решил, что Classic должны несколько выделяться среди остальных моделей, и настоял на лого “1960” на пикгарде гитары, чтобы подчеркнуть источник тонкого грифа и головы в стиле “ретро”. Благодаря открытым хамбакерам звук Classic был более современным.
Изначальным намерением Риболоффа было сделать Classic более “плоскими” и “блеклыми”, чтобы они напоминали некоторые не очень зрелищные Sunburst, которые гитаристы вроде Джимми Пейджа время от времени брали на сцену. В 1992 году к линейке был добавлен Classic Plus, а “Plus” означало более красивый верх, чем у обычного Classic - на деле это было дерево недостаточно хорошее до требований Re-issue, но по-прежнему достаточно красивое, чтобы дополнительно чего-то стоить.
В 1993 градация верх стала еще более ступенчатой, с появлением Classic Premium Plus (самые лучшие) Classic Birdseye (с характерным узором клена, обычно называемым “птичий глаз”) и Classic Premium Birdseye. Похожие различия появились и в линейке Custom, когда в 1992 и 1993 годах появились Custom Plus и Custom Premium Plus.
Octava™ - зареєстрована торгова марка
Передрук матеріалів сайту дозволяється тільки за умови посилання: www.octava.com.ua на наш сайт.
(095) 717-37-67
(098) 191-49-08
info@octava.com.ua