Имя на деталях
В это время Gibson пошли на довольно себялюбивый шаг, поместив логотип компании на Р-90. И те датчики, что стояли на голдтопах 1971 года, и других электрогитарах Gibson носили эту марку. На практике возникла нелепая ситуация, когда дилеры, которые хотели держать склад запасных частей, должны были заказывать два совершенно разных датчика для гитар с двумя одинаковыми датчиками. Это было необходимо, чтобы ни при установке полюсами к грифу ни к бриджу логотип Gibson не оказывался перевернутым. От лого потом, в 70-х же, отказались.
Как мы видим, идеи Леса Пола о дизайне гитар не обязательно совпадали с теми стилями гитар, которые Gibson считали коммерчески успешными. В 1950-х и 60-х годах одним из самых нетривиальных пристрастий Пола были низкоимпедансные датчики. Сегодня низкоимпедансные компоненты часто используются в конструкции звукоснимателей благодаря усовершенствованиям в смежных компонентах, но тогда Пол был одиночкой. Подавляющее большинство гитар и гитарного оборудования было высокоимпедансным.
Пол объяснил своим причины работы с низкоимпедансными датчиками Джону Сиверту в журнале Guitar Player за декабрь 1977 года: “Я достаточно рано узнал в процессе изучения электроники, что низкий импеданс был перспективным путем. Я решил, раз телефонная компания его использует, надо двигаться в этом направлении. Если вы заходите в профессиональную студию, и вам кто-то предложит высокоимпедансный микрофон, вы подумаете, что он сошел с ума”.
Он продолжает объяснять очевидные преимущества низкоимпедансных звукоснимателей: они, по его словам, “не улавливают звук кассового аппарата или неоновых ламп” - что просто последствие их низкого выхода - и могут быть эффективно использованы с длинными кабелями без больших потерь в низких частотах. Но настоящая выгода от низкоимпедансных датчиков заключается в их широком тембре, хотя, конечно, это необязательно нравится всем.
Низкоимпедансные датчики нуждаются в подъеме своего сигнала где-то до того, как он достигнет усилителя, если только гитарист не играет напрямую в микшер или другое устройство, которое может принимать низкоимпедансные сигналы. Пол использовал метод прямой записи и широкий частотный диапазон его низкоимпедансных датчиков частично объясняет ясность звука, которую он достигал при записи.
Снижение импеданса
Когда Пол пришел в 1967 году на Gibson, чтобы обсудить возрождение гитар Les Paul, он с большой страстью говорил о своих ненаглядных низкоимпедансных датчиках, и том, что Gibson должны их использовать на некоторых своих инструментах.
На встрече был Брюс Болен, и он вспоминает: “Хотя он говорил о том, что мы должны возродить Les Paul, у него была и новинка, которую он пытался представить Gibson - низкоимпедансный звукосниматель. Он сделал для них пару особенных гитар, с такими датчиками, и я должен был сравнить их с нашими хамбакерами. Множество людей, конкретно в тот период, не проникались тем, что Лес пытался объяснить. Поэтому Gibson попросили меня задействовать свой слух - и это было откровением в плане часточного диапазона”.
Поэтому, в 1969 году появилась первая волна Gibson Les Paul с низкомипедансными датчиками: Les Paul Professional, Les Paul Personal и Les Paul Bass. Хотя Болен вспоминает некоторые изначальные прототипы с плоским верхом и очень тонким профилем, похоже, что босс CMI Морис Берлин хотел, чтобы эти предполагаемые модели были на пол-дюйма больше по контуру, чтобы быть заметнее на сцене или экране ТВ.
Несмотря на предназначение электроники гитар для записи на студии и тому факту, что дополнительный вес означал бы очень тяжелую гитару, этот увеличенный размер был принят на серийное производство Professional и Personal.
Имя Personal связано с одним из личных модифцированных Полом Les Paul, даже микрофонный разъем на ребре гитары был скопирован. А в целом потребность в такой детали не могла быть широкой.
Decade и Phase
Personal и Professional имели сложный комплект регулировок, и чтение инструкции Gibson к этим инструментам оставляет впечатление, что эти гитары были сделаны для звукоинженеров, а не гитаристов. К знакомым ручкам тембра ВЧ и НЧ, громкости и переключателю датчиков добавился 11-позиционный переключатель “Decade”, “чтобы настраивать высокие частоты”, трехпозиционный переключатель тембра для создания различных комбинаций контуров и переключатель фаз датчиков. У Personal также был регулятор громкости на полезном встроенном микрофонном входе.
Обе гитары требовали подключения через специально прилагаемый шнур с встроенным трансформатором, который увеличивал выход от низкоимпедансных хамбакеров-стеков до уровня, приемлемого для работы с нормальными высокоимпедансными усилителями. “Иначе этот инструмент не будет функционировать корректно”, - предупреждала инструкция. Не подсчитано, сколько владельцев Personal или Professional оказывались на концерте без своего Шнура С Преобразованием Импеданса и были вынуждены развлекать публику шутками, пением “а капелла” и так далее.
Несомненно, те кто обратился к этим новым, сложным игрушкам были способны заставить гитару “выдавать буквально все современные тембры и издавать звуки, ранее недоступные электрогитаре”, как гласил буклет Gibson. Но гитары не пользовались большим успехом и просуществовали в линейке Gibson недолго. Их довольно умеренный коричневый цвет, обусловленный натуральным цветом красного дерева, не срабатывал в эпоху, когда конкуренты деловито штамповали простые гитары ярких цветов.
Les Paul Bass был первой бас-гитарой Gibson с именем Леса Пола, и был похож на низкоимпедансные гитары. У него было два наклонных звукоснимателя с черной крышкой, но только переключатель фаз и селектор тембра из всей схемы гитары. Ему тоже требовался специальный шнур, и точно также он производился недолго.
Прайс-лист Gibson за сентябрь 1969 года содержал три низкоимпедансных модели Les Paul: Personal - $645, Professional - $485 и Bass - $465. Gibson также производили специальное комбо LP12 и усилитель LP1 оба с переключаемым для этих гитар импедансом (что позволяло гитаристом также использовать стандартные шнуры). Они есть в прайс-листе Gibson за сентябрь 1970 года - $1110 за LP12 и $505 за LP1.
В 1970 году Gibson выпустили очень необычный инструмент, Les Paul Jumbo. Это была акустика с плоской декой, круглой розеткой и вырезом. На ней сверху стоял низкоимпедансный датчик, и выстроился ряд прикрепленных к деке регулировок (громкость, высокие, низкие, Decade и переключатель байпасса, для отключения контура тембра от схемы). Было сделано очень немного Les Paul Jumbo, нетрудно догадаться почему. Последний раз они появились в прайс-листе Gibson в ноябре 1971 года по цене $610.
Компания сделала вторую попытку представить серию низкоимпедансных инструментов в 1971 году. Сперва был уменьшен размер корпуса Professional/Personal до практически нормальных Les Paul, и у него была профилирована тыльная часть. Затем все еще необходимый трансформатор был помещен в саму гитару, а установленный переключатель позволял выбирать, как низкий, так и высокий выходной импеданс. Наконец, они переименовали гитару в очевидно более адекватное Les Paul Recording. Бас претерпел сходные модификации, и, хотя он и теперь назывался Les Paul Triumph Bass, в некоторой литературе Gibson он по-прежнему именовался Les Paul Bass.
Прайс-лист Gibson за июнь 1971 года демонстрирует Les Paul Recording по цене $625, а Les Paul Triumph Bass - за $515. Эта вторая волна низкоимпедансных моделей продержалась до конца 70-х. Брюс Болен сводит недостаточный успех низкоимпедансных моделей ко вкусам: “Верх на этих гитарах был настолько чистым, что у них было недостаточно гармонических искажений, чтобы нравиться рок-гитаристам”.
Именное оружие
В 1974 году компания запустила гитару Les Paul Signature с двумя звукоснимателями и Les Paul Signature Bass c одним в серии тонких гитар. Как объясняет Брюс Болен: “Это были в основном асимметричные 335-е, только у них не было полного центрального блока, как у 335-х”. У них, однако, был блок под бриджем, и в этом они были похожи на Gibson ES330 (на деле и 335-е утратили на короткое время в этот период свой центральный блок). Хотя ранние Signature продавались со скругленными датчиками, похожими на стековые хамбакеры Professional, Personal и Recording, большинство Signature продавалось с прямоугольными низкоимпедансными датчиками с обычными смежными катушками.
Некоторые регулировки у Signature были такими же, что и на предыдущих низкоимпедансных моделях, но 11-позиционник “Decade” был урезан до трехпозиционного переключателя и потерял свое названия. Примечательной чертой у Signature было наличие двух выходных разъемов - один с торца, для нормального высокоимпедансного подключения, и один спереди, для подключения к низкоимпедансному оборудованию, такому как микшеры. Подобное же было реализовано и на последней версии модели Recording. Signature на деле никогда не поражали воображение гитаристов и к концу 1970-х были сняты с производства. В прайс-листе Gibson от февраля 1974 года Signature стоит с ценой $610, а Signature Bass - $540.
В 1974 году Gibson вспомнили, что прошло 20 лет с появления первого Les Paul Custom, что они отметили выпустив Custom с соответствующей инкрустацией “Twentieth Anniversary” на 15 ладу, вместо обычного белого маркера. Это была первая юбилейная модель Gibson (а единственными предшественниками на рынке электрогитар были Gretch, выпустившими четыре юбилейные модели в 1958 году в честь 75-летия со дня основания компании). Юбилейный “20-летний” Les Paul Custom породил устойчивую маркетинговую традицию, и с тех пор появилось несколько юбилейных вариантов Les Paul. Как говорит один из бывших сотрудников Gibson: “Когда бы не случался юбилей, мы выпускали такую гитару”.
К тому моменту на фабрике Gibson в Каламазу работало около 600 человек, которые делали 300 гитар в день. С начала 70-х спрос на гитары увеличился, и в результате материнская компания Gibson, Norlin, решила построить вторую фабрику в Нэшвилле, в 500 милях от Каламазу.
Вне сомнения, на выбор места повлияло много факторов, но тот, что возглавлял список у Norlin был тем фактом, что штат Теннеси был “подходящим для работы” - иными словами там были профсоюзы, но работники могли выбирать, вступать в них или нет. Мичиган, равно как и львиная доля северо-восточных штатов, имел намного более сильные профсоюзы и установившиеся с ними соглашения, подразумевающие обязательное членство в профсоюзе, равно как и в целом большие зарплаты и страховки.
Последние забастовки на Gibson дорого обошлись Norlin, поэтому новая фабрика площадью 11000 кв. м в Нэшвилле была построена не только с целью увеличения производства, но и с перспективой уменьшить стоимость трудовых соглашений.
Работа на новой площадке в пяти милях восточнее Нэшвилла началась в 1974 году, и в 1975 году фабрика открылась. Подготовка новой рабочей силы заняла некоторое время. Стэн Ренделл, тогда все еще президент Gibson, говори: “Небольшое количество людей было переведено из Каламазу в Нэшвилл, чтобы руководить, но работники не перемещались. Поэтому всех пришлось нанимать и обучать, а это занимает время. Я думаю, гитара Les Paul требует в среднем восемь или десять человеко-часов труда. Поэтому, если вы собираетесь выпускать, скажем 100 гитар в день, вам потребуется 125 или больше рабочих - и это без вспомогательного персонала. Требуется время на обучение менеджмента, рабочих, всех. Поэтому мы отправили туда некоторых ключевых персон”.
Octava™ - зареєстрована торгова марка
Передрук матеріалів сайту дозволяється тільки за умови посилання: www.octava.com.ua на наш сайт.
(095) 717-37-67
(098) 191-49-08
info@octava.com.ua