Сначала Fender
В 1950 маленькая калифорнийская компания, которая производила усилители и электрические стил-гитары, неожиданно открыла новый рынок, предложив первую в мире доступную коммерчески электрическую “испанскую” гитару со сплошным корпусом. Этот новаторский музыкальный инструмент сперва назывался Fender Esquire или Broadcaster, а вскоре был переименован в Fender Telecaster.
Первоначальный всплеск активности Fender не обратил моментально всех гитаристов к гитарам-“доскам”. Поначалу электрогитары компании использовались горсткой кантри- и вестерн-гитаристов, в первую очередь из мест неподалеку от фабрики компании в Фуллертоне, Калифорния. Но мало-помалу весть распространялась и восход Fender на вершину рынка электрогитар начался. Такой успех, хотя по началу и скромный, не мог остаться незамеченным другими производителями гитар - включая Gibson в Каламазу.
Тед Маккарти пришел в Gibson в марте 1948 года, проработав перед тем 12 лет в органной компании Wurlitzer, а в 1950 году его назначили президентом Gibson. Маккарти вспоминает, что Морис Берлин, глава материнской компании CMI , наказал ему улучшить дела Gibson, которые пошатнулись после Второй Мировой войны. Gibson пришлось тогда отложить производство большей части музыкальной продукции и взять на себя выполнение правительственного заказа по работе над радарами, что принесло компании три награды от армии и флота.
Маккарти говорит, что компании в послевоенные годы оказалось сложно вернуться к полномасштабному производству гитар. Его первыми задачами, когда он к ней присоединился, было повысить эффективность руководства, увеличить отдачу от бизнеса и расширить внутренние связи. “Я пришел туда 15 марта 1948 года”, - вспоминает он, - “и мы терпели убытки в марте, терпели убытки в апреле, получили прибыль в мая и получали ее на протяжении последующих 18 месяцев, что я там проработал”.
В 1950 году линейка электрогитар Gibson насчитывала семь моделей: ES125 за $97.50, ES140, ES150, ES175, ES300, ES375 и ЕS5 за $375. Конечно это все были “акустики с усилением” - с полым корпусом, выгнутым верхом и эфами.
Затем у Fender появилась электрогитара со сплошным корпусом. Маккарти вспоминает реакцию Gibson: “Мы наблюдали за тем, что делали Fender, понимая, что они завоевывают на Западе популярность. Я следил и следил за ними и сказал, что нам надо войти в этот бизнес. Мы даем им фору, они единственные, кто делают такую гитару с таким, пронзительным звуком, что нравится парням, играющим кантри-энд-вестерн. Мы обговорили это и решили сделать такую же…
И вот мы начали делать гитару со сплошным корпусом сами. Нам пришлось многому научиться в отношении “досок”. Они отличаются от акустических. По-другому сделаны, по-другому звучат, по-другому откликаются”.
Тед Маккарти говорит, что Gibson начали работу над своей гитарой с цельным корпусом вскоре после появления в 1950 году Fender Broadcaster, и что проектом занимались Маккарти и главные инженеры компании. “Мы проектировали гитары. И мы стали пытаться узнать что-то в отношении цельных корпусов”, - говорит Маккарти, - “Я работал с остальными инженерами и мы усаживались, как в бункер, и говорили об этой гитаре: давайте сделаем то, давайте сделаем это”.
На вопрос, сколько именно людей были вовлечены в работу над этим инструментом, который должен был стать Gibson Les Paul, Маккарти отвечает: “Нас было, быть может, четверо. Я сам плюс Джон Хьюис (правая рука Маккарти, глава производства), один из парней, отвечавших за дерево и один из главных участников окончательной сборки”. Маккарти также упоминает таких сотрудников, как Джулиус Беллсон и Уилбур Маркер, как бывших “в курсе дела”, и, возможно, через менеджера по продажам Кларенсом Хавенга происходили консультации с отделом продаж. Маккарти продолжает: “Мы в итоге пришли к гитаре, которая выглядела привлекательно, и как мы понимали имела звук, резонанс и сустейн - но не очень много. Чтобы дойти до этого, нам потребовалось около года”.
По-прежнему никто из других производителей гитар не показывал явного интереса в том, чтобы по следам Fender войти на рынок массового производства гитар с цельным корпусом.
“Их позиция была: забудьте об этом, потому что любой человек с лобзиком и шаблоном может сделать гитару с цельным корпусом”, - говорит Маккарти, - “Как бы то ни было у нас была гитара, и теперь требовался повод для ее производства. И я начал думать… в то время Лес Пол и Мэри Форд были наверное вокальной группой номер один в США. Они зарабатывали по миллиону в год. И зная Леса и Мэри, я решил, что наверное следовало бы показать им эту гитару”.
Возвращение парня с веником
Воспоминания Пола несколько отличаются. Он говорит, что Gibson впервые связались с ним в начале 1951 года, вскоре после того, Fender начали делать свои гитары-“доски”. Он вспоминает, что Морис Берлин, босс материнской компании Gibson, CMI, поручил своему второму заместителю Марку Карлуччи связаться с парнем, с тем странным “бревном”, которое они видели мельком в 40-х годах. “Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями”, - смеется Пол, - “Они пришли как раз после того, как услышали о том, что делают Fender. А я сказал, вы, парни, немного отстаете от времени, но ладно, приступим”.
Пол рассказывал Стефену Пиплсу, который в 1991 году составлял буклет к бокс-сету записей Пола для Capitol, что поле того, как Gibson обратились к нему с интересом в разработке электрогитары со сплошным корпусом, была назначена встреча в штаб-квартире CMI в Чикаго. “Присутствовали Берлин, Карлуччи и юрист CMI Марв Хенриксон, который также представлял Леса”, пишет Пиплс и продолжает, - “Они заключили сделку и утвердили спецификации конструкции новой гитары. Затем со всей спешностью началась разработка”.
Прототип
Маккарти продолжает свою историю о том, как он пришел, показать первый прототип Gibson Les Paul Полу. Маккарти и бизнес-менеджер Пола Фил Бронштейн принесли прототип туда, где остановились Лес и Мэри - в охотничий домик их друга в Стродсбурге, Пенсильвания, около парка Delaware Water Cap - это было, наверное, в 1951 году. Там они находились вместе с сестрой Форд Кэрол и ее мужем Уолли Кэймином - контрабасистом Пола, и занимались записью, пользуясь преимуществом тишины и изоляции домика. Маккарти говорит, что его целью было заинтересовать Пола в рекламном использовании этой гитары в обмен на отчисления с продаж, то что сейчас называется рекламный контракт или “эндорзмент”. Пол также вспоминает, что именно охотничий домик около Строутсбурга был местом, где он увидел первый прототип того, что стало потом Gibson Les Paul.
Маккарти вспоминает, что Полу очень понравился прототип и он сказал Форд: “Я думаю, нам надо к ним присоединиться, а ты что думаешь?”, - а она сказала, что ей он тоже нравится. Ни Маккарти ни Пол не помнят точно, но прототип возможно был похож на последующую серийную модель, за тем исключением, что у нее был обычный струнодержатель Gibson того периода (как на Gibson ES350, например) с отдельным бриджем.
К соглашению пришли в тот же вечер, говорит Маккарти: он, Лес Пол и Фил Бронштейн сели и составили контракт. Сперва они сошлись на отчислениях, которые Gibson должны были платить каждые пять лет, за каждую проданную гитару Les Paul. Пол говорит, что размер отчислений составлял пять процентов. Контракт заключался на пять лет.
Маккарти вспоминает: “Фил, бизнес-менеджер Леса, сказал, что он хочет один пункт контракта: Лес Пол должен был согласиться, что не будет играть ни на одной гитаре кроме Gibson в течение действия контракта. Если на четвертый год он бы появился с Gretch, это отменило бы все, и он не получил бы ни цента”.
Бронштейн объясняет, что это было вызвано стремлением сэкономить на налоговых отчислениях, и гарантировать деньги для Пола и Форд, когда потребовалось бы получать впоследствии доход от концертов и выступлений. Маккарти также говорит, что в контракте так же был пункт, гласящий, что Пол должен быть консультантом Gibson. “Мы пришли к соглашению тем вечером. У каждого была копия, в которой все было расписано. Лес мог отнести его к своему адвокату, а я - к нашим, и если возникли бы вопросы, мы бы могли бы собраться и их проработать. И знаете, в контракте не было изменено ни единого слова! Я вернулся на фабрику и у нас была модель Les Paul”.
Скрипичный подвал
Пол говорит, что он был намного сильнее задействован в разработке гитары Les Paul, чем говорится в истории Маккарти. Пол категорически заявляет: “Я разработал все, кроме выгнутого верха… это было привнесено Морисом Берлином. Мистер Берлин сказал мне, что любит скрипки, отвел меня в свой подвал и показал коллекцию. И он сказал - мы в Gibson имеет кое-что, чего нет ни у кого - станок который может делать корпус гитары выпуклым. Это будет слишком дорого для Fender или для кого-либо, кто захочет делать также. Он сказал - есть ли у меня какие-то соображения, насчет верха, как у скрипки. А я сказал, что это прекрасная идея. Потом они представили меня Тэду Маккарти и подписали соглашения с Gibson”.
Но Маккарти непреклонен: “Я точно говорю вам, как мы сделали Les Paul. Мы целый год разрабатывали эту гитару, и Лес никогда ее не видел, пока я не привез ему ее в Пенсильванию”.
Изучение фотографий Лес Пола, играющего на гитарах Gibson Les Paul в 50-х годах и позже поучительно. Зачастую они - специально изготовленные инструменты с плоским верхом, в то время как серийные Les Paul имели выгнутый верх. Пол практически всегда каким-то образом модифицировал свои Gibson. Будучи заядлым механиком, он позже написал в буклете своего CD на Capitol Records: “В начале 1953 года Gibson все время заваливали меня гитарами, а я все время потрошил их, модифицируя звукосниматели, бриджи, регуляторы и все что угодно”. Пол, само собой, имел свои собственные идеи по поводу того, как должна выглядеть гитара, и во многих отношениях это было противоположно тому, какими получались серийные гитары Gibson Les Paul.
Интересно, что поcле заключения контракта между Полом и Gibson, они попросили Пола заменить логотип на модифицированных моделях Epiphone, которые тот по-прежнему использовал на сцене. “Gibson попросили меня, чтобы пока они будут делать для меня Les Paul, я играл бы на своем Epiphone, но с именем Gibson на нем”, - объясняет Пол - “Пластинки с надписью Epiphone можно было просто снять при помощи отвертки. Поэтому я их снял и предложил Теду Маккарти прислать мне наклейки Gibson. Мы прилепили их на гитары, и на них было написано Gibson еще до того, как те вышли на рынок гитар со сплошным корпусом”.
Возможно, никогда не будет совершенно ясно, кто и что привнес в оригинальную модель Gibson Les Paul. Что бессомненно, так это то, что признанное мастерство и коммерческий успех Пола в сочетании с весомым авторитетом Gibson в производстве и продаже гитар, дали впечатляющий результат.
Octava™ - зареєстрована торгова марка
Передрук матеріалів сайту дозволяється тільки за умови посилання: www.octava.com.ua на наш сайт.
(095) 717-37-67
(098) 191-49-08
info@octava.com.ua