Хорошо забытое старое
Некоторые американские продавцы, которые специализировались на подержанных инструментах уже начали заказывать избранные модели с “ретро” спецификациями на заводе Gibson в Каламазу, который с момента основания фабрики в Нэшвилле стал склоняться все сильнее в сторону специальных партий гитар. Джим Дюрло, в то время менеджер фабрики, вспоминает таких дилеров, как Leo's и Guitar Trader, которые заказывали эти “ретро” модели Les Paul.
“Они снимались с конвейера и доводились до требуемой кондиции”, - говорит Дюрло о спецзаказах. “В то время мы не делали инструментов, выглядящих, как старые. Мы делали то, что было в каталоге того периода, а не гитару с выцветшим верхом”, - продолжает он, - “Я вспоминаю, что Guitar Trader отбирали каждый верх и были очень придирчивы к цвету”.
В это время, в 1979 году Чак Бурж начал делать прототипы для Les Paul серии Heritage. Тим Шоу вспоминает: “Они были нашим первым подходом к ответу на вопросы вроде, что было лучшим в этих гитарах? Делаем ли мы их так же сейчас? А если нет то почему? Сперва менеджмент не хотел об этом слышать, но мы боролись за это клыками и когтями”.
Группа разработки использовала шаблон 1954 года для профилирования верха корпуса, изменила конструкцию грифа на трехкусковую, свободную от стандартного тогда прилива на обратной стороне головы грифа, и немного приблизилась к спецификациям старых датчиков. На верх новых Les Paul Heritage выбиралась красивая древесина.
Брюсу Болену, в то время главе группы разработки, удалось уговорить Norlin запустить “ретро”-гитары Heritage в производство - однако, не как стандартные Les Paul, а как отдельные, ценные инструменты ограниченной серии, не включенные в основной прайс-лист компании. Две модели запущенной в 1980 году серии Heritage были Heritage Standart 80 и Heritage Standart 80 Elite, последняя - с накладкой из черного дерева и “приплюснутым” верхом.
Под влиянием ли моделей Heritage, или же из-за внимания к запросам рынка в целом, но Gibson в то время начали избавляться от некоторых производственных ухищрений, внедренных в 70-х, в частности, убрав "волют" (volute) и постепенно возвращаясь к грифам из одного куска.
Прайс-лист за июль 1980 года содержит шесть моделей Les Paul:
По словам некоторых сотрудников Gibson, похоже что в 1980 году Norlin решили продать Gibson. Позже, статья в журнале Music Trade сообщала, что в 1981 году Norlin имела неизлечимое бремя долгов, из-за постоянных убытков в музыкальном бизнесе что привело к продаже прибыльных технологического и пивного подразделения в 1982. Помимо Gibson и Gibson Accessories музыкальные подразделения Norlin включали в себя органы Lowrey, синтезаторы Moog и подразделение “Оркестровых инструментов”.
Как пример падения прибылей Norlin - продажи Gibson упали только в 1982 году на 30% до 19.5 млн. долларов по сравнению с 33.5 млн. в 1979 году. Конечно, не только Gibson были в упадке. Рынок гитар в целом буквально схлопнулся, и большинство американских производителей страдали примерно так же. Расходы были высоки, экономические обстоятельства и колебания валют были против них, а японские конкуренты усиливали свое давление.
Общие потери Norlin в музыкальном бизнесе были высоки, как следует из послания к акционерам председателя Нортона Стивенса: “Убытки от деятельности перед списанием 22.6 млн. долларов составляли 11 млн.”, - сказал он. Norlin “поддерживали музыкальный бизнес, чье значение существенно снизилось в последние годы”, продолжал Стивенс, делая хорошую мину при плохой игре. Он утверждал, что целю Norlin было “вложение капиталов в работу, на благо будущих прибылей”. В 1984 Стивенс покинул совет директоров Norlin.
Norlin примерно в 1980 году перевели некоторый персонал отделов продаж, маркетинга, финансов и администрации из Чикаго в Нэшвилл. Все основное производство теперь шло в Нэшвилле, в то время как в фабрика в Каламазу превращалась в специальное производство особых заказов, а также банджо и мандолин. Директор завода Джим Дюрло сказал в 1982 году журналу Disc International: “Завод теперь производит преимущественно особые модели, которые мы называем “custom shop”, маленькими партиями 25-100, иногда чуть больше экземпляров. Каламазу - это скорее огромная мастерская, и мы гордимся нашими традициями и умением.
Беды в Каламазу
В июле 1983 года президент Gibson Марти Локе информировал Джима Дюрло о том, что завод в Каламазу будет закрыт. Последние работы в Каламазу производились в июне 1984 года, а через три месяца завод закрылся, после более чем 65 лет верной службы с момента постройки здания Gibson. Это был очень волнующий период для менеджеров и работников, которые работали на заводе длительное время.
Один из сотрудников говорит, что люди знали о неизбежности закрытия завода в Каламазу: “Ко всему прочему, фабрика в Каламазу просто разваливалась, очень старое здание, так далеко ушедшее в историю. Завод в Нэшвилле был новым, большим, прекрасное производство… Что усугубляло ситуацию, так это невозможность поддержки бизнесом двух заводов сразу, и был только один выбор”. Этот наблюдатель также отмечает, что с точки зрения бизнеса, конечно, проще было бы работать только с Нэшвилльской фабрикой, и ее более приемлемыми трудовыми соглашениями и затратами.
Тим Шоу также вспоминает те прошлые голы. “Джим Дюрло, надо отдать ему должное, стойко сражался за то, чтобы фабрика в Каламазу не закрылась, но он проиграл. А когда пришло объявление, он собрал всю фабрику и сказал примерно следующее. Слушайте, они решили закрыть завод. Вы проработали в компании долгое время, и мне очень жаль, что все так вышло. Но вы все профессионалы, вы работали здесь долго, у вас есть традиции, которыми надо гордиться, и по мере того как мы сокращаемся перед закрытием, я хочу, чтобы вы оставались профессионалами. Уходите с улыбкой”.
“И я думаю, в большинстве своем, они так и поступали”, - продолжает Шоу, -“Но было очень больно видеть, как каждую пятницу терялось 30-60 человек. Я думаю, Дюрло сделал все, что в его возможностях, с точки зрения поддержки духа и удержания всего в профессиональных рамках”.
Некоторым ключевым фигурам были предложены должности в Нэшвилле, но Дюрло вместе с Марвом Лэмом, который работал в Gibson с 1956 года и Дж. П. Моутсом, который проработал в Gibson примерно столько же, решили уйти. Они арендовали часть фабрики в Каламазу и основали в апреле 1985 года гитарную компанию Heritage. Они продолжают этот бизнес и сегодня: в Heritage 15 работников, линейка из 35 моделей и они сделали в 1992 году около 1500 гитар. Как говорит Марв Лэм: “Мы все выросли, делая гитары, и ни чего другого не знали Мы могли бы найти другую работу, но нам хотелось делать то, что мы знаем лучше всего”.
Фокус на Нэшвилле
Хотя упор на Нэшвилльском заводе делался на больших партиях малого количества моделей Gibson, это постепенно менялось, по мере привыкания к новой роли единственного производства компании. Например, в 1983 году в Нэшвилле выпустили Spotlight Special, ограниченную серию, использующие разные компоненты.
От производства снятых моделей - The Paul и The SG - остался орех. На складе древесины были обнаружены несколько узких кусков волнистого клена. Нэшвилльские менеджеры объединили эти элементы и добавили палисандровый шпон и темную окантовку от модели Chet Atkins. Результатом коктейля была модель Les Paul Spotlight Special, с корпусом демонстрирующим характерную центральную полосу ореха между двумя кленовыми “крыльями”. Модель, похоже символизирует официальное открытие в Нэшвилле подразделения Custom Shop: на тыльной стороне головы грифа имеется логотип “Custom Shop” и номер серии, с датой “83” и тремя цифрами.
В 1983 году появилась также более долгоживущая модель - Studio. Gibson решили, что им требуется более дешевая гитара Les Paul, как говорит, один из участвовавших в разработке: “Мы сняли все побрякушки”. В основном это значило никакой окантовки на корпусе и грифе, что означало более прямолинейный внешний вид. Брюс Болен вспоминает процесс выбора имени для модели, который никак ни шел, пока Болен не посетил тем же вечером студию: “У меня в голове зажглась лампочка, и я подумал, а назовем-ка ее Studio. Что может сильнее ассоциироваться с Лесом, чем студия?”. В середине 80-х Болен стал вице-президентом по маркетингу и разработкам в Gibson, а в 1986 году он покинул компанию после 19 лет усердной работы.
Les Paul Studio появился впервые в январском прайс-листе по цене $699, на $300 дешевле, чем любой Les Paul того периода. С момента своего появления Studio претерпели несколько изменений. Сначала они имели корпус нормального размера, но, необычно для Gibson, из ольхи. Однако, эстетические проблемы, связанные с используемым лаком быстро привели к переходу на проверенную комбинацию из клена и красного дерева. Новый корпус был на 1/8 дюйма тоньше, чем другие Les Paul, что привело к снижению веса и стоимости производства.
Примерно в 1986 году некоторые Studio начали выходить с накладкой из черного дерева, вместо палисандра - что на них смотрелось как роскошь для относительно недорогой гитары. Один из работников Gibson объясняет это так: “Gibson покупает некий сорт черного дерева, но не знает, насколько он хорош, пока тот не пройдет машинную обработку. Очень черное дерево имеет высший сорт и используется в наилучших инструментов.
Gibson никогда не красит накладки, поэтому в итоге остается некоторое количество черного дерева похуже, с коричневыми прожилками. Оно называется черным деревом сорта С и не может быть использовано в дорогих гитарах. Поэтому есть целое семейство инструментов - и Studio лучший тому пример, потому как они делаются в большом количестве - в котором используется либо палисандр либо черное дерево сорта С, в зависимости от наличия. Если на складе много черного дерева сорта С, Gibson использует его. Если оно почему-то закончилось, используется палисандр”.
Ранние Studio имели стандартные для дешевых моделей Gibson маркеры - точки. Примерно в 1990 году стали ставить более стильную “трапецию” - маркетинговое решения для более привлекательного вида. Несколько лет спустя после 1984 года появился вариант с окантованными корпусом и грифом - Studio Standart, а другим вариантом был Studio Custom с позолоченной фурнитурой. В 1993 году Studio был все еще самым недорогим Les Paul в линейке Gibson - $899.
Octava™ - зареєстрована торгова марка
Передрук матеріалів сайту дозволяється тільки за умови посилання: www.octava.com.ua на наш сайт.
(095) 717-37-67
(098) 191-49-08
info@octava.com.ua