Педаль для бас-барабана: пристрій і налаштування
Дата: 03.05.2012
Ищете самую лучшую педаль для бас-барабана? Это вполне закономерно, ведь педаль для барабанщика – это, по сути, "продолжение" его собственного тела. Игра ногой требует баланса между скоростью, точностью и твердой атакой. Хороший удар колотушки педали играет ключевую роль в улучшении ваших навыков. Сегодня в мире существует безумное количество педалей для бас-барабанов. Старая присказка о том, что Вы получаете то, за что платите, работает и в этой сфере. Так как педалью ударник пользуется регулярно, и ее качество важно для развития навыков игры, советуем поискать наилучший для себя вариант. Поверьте – Вы не пожалеете! Торговая марка - это скорее из разряда личных предпочтений. Мы же остановимся на основных моментах, разберем устройство педали и те современные нововведения, которые сегодня представлены на рынке.
Каждый год фирмы выпускают новые варианты со своими особенностями и техническими новшествами, позволяющими увеличить скорость игры. При этом принцип действия и конструкция педали практически не изменилась, если не с самого момента ее изобретения, то с уже усовершенствованной модели, выпущенной William F. Ludwig и запатентованной в 1909 году.
Когда появилась педаль для бас-барабанаРанее для выступлений требовалось, по крайней мере, три барабанщика: один – для игры на малом барабане, другой – чтобы играть на тарелках и третий – чтобы бить в бас-барабан. В 1887 году Джордж Р. Олни (George R. Olney) патентует свое изобретение, представляющее из себя колотушку, прикрепленную к ободу бас-барабана. Сделанный из сыромятной кожи ремешок прикреплял основание педали к шарообразной колотушке. Теперь у барабанщика в прямом смысле «развязались руки» и он получил возможность играть на двух инструментах.
Устройство педали G.R.Olney
Педали из каталога Ludwig 1912 года
Первая же современного вида педаль появилась в 1909. Именно в этом году Уильям Ф. Людвиг (William F. Ludwig) и его брат Теобальд (Theobald), основавшие впоследствии фирму Ludwig & Ludwig, запатентовали новую модель педали для бас-барабана, которая навсегда изменила барабанный мир. Первая напольная педаль с поднятым валом имела уникальные особенности: возвратную колотушку, систему прямого привода (direct drive) пластины педали и колотушки, а также связанную с педалью еще одну колотушку для тарелки, положение которой можно было менять, чтобы позволить играть барабанщику только на бас-барабане. За разработкой последовали другие модели педалей Ludwig –Super Speed, New Speed (уже с подшипником в валу). Именно эта конструкция 1937 года и легла в основу современной педали для бас-барабана. После за ее совершенствование бралось множество компаний, таких как Duplex, Fraser Manufacturing Company, Slingerland, Rogers, Gretsch и купившая ее Tama, и многие другие.
Устройство педали для бас-барабана
Педаль состоит из следующих основных частей: колотушки, футборда и пружины. Колотушки соединяется с футбордом посредством цепной, ременной или прямой передачи (Direct Drive). Давайте остановимся подробнее на каждом элементе педали.
Колотушка (Beater)
Колотушки для бас-барабана также имеют довольно много разновидностей. По сути, это молоточек, который ударяет по барабану. В зависимости от размера и формы колотушки, барабанщик может извлекать тот или иной звук. Более крупная колотушка, как правило, извлекает из барабана более громкое звучание. Более плоская поверхность придает чуть больше атаки. Однако абсолютно плоской головка колотушки бывает редко, так как есть вероятность, что она будет бить в пластик барабана под углом и, в конце концов, промнет его. Поэтому обычно либо головка колотушек отличается выпуклостью, которая компенсирует изменение угла, под которым она ударяет по пластику, либо колотушки с плоской контактной поверхностью имеют поворотную головку.
Поворотная головка для любой колотушки (кроме, конечно, абсолютно круглых головок) – скорее плюс, чем минус. Да, неподвижный крепеж упрощает производство педали и удешевляет ее. Однако глубина обручей бас-барабана – величина изменчивая, нестандартная и угол, при котором колотушка бьет в пластик, варьируется от педали к педали.
На звучание бас-барабана, помимо формы и размера, влияет материал, из которого изготовлена колотушка. Твердая поверхность (вроде дерева или пластика) дает больше атаки, в то время как более мягкая поверхность (например, из резины или войлока) – более тихое, обтекаемое звучание. Здесь все зависит от стиля музыки и предпочтений барабанщика. У джазовых барабанщиков, например, пользуются популярностью специальные колотушки, изготовленные из мягкой ягнячьей шерсти, из-за теплого тона, извлекаемого ими из бас-барабана.
С другой стороны, многие войлочные колотушки по твердости почти не уступают деревянным, поэтому разница между ними бывает не столь заметной, как кажется. Главное отличие – в долговечности: мягкая колотушка обычно менее долговечна по сравнению с более твердым колотушкам, поэтому рок-барабанщики часто используют войлочные колотушки высокой плотности и твердости. Плотный, отличающийся твердостью войлок называют фетром, а колотушки из него – фетровыми. Однако ничто не вечно, и даже деревянные, акриловые и пластиковые колотушки, в конце концов, изнашиваются.
Некоторые колотушки (см. илл.) имеют разные ударные поверхности и снабжены функцией поворота, что позволяет барабанщику выбирать и варьировать разные по материалу, размеру и форме поверхности. Одни производители предоставляют два варианта, другие - три-четыре. Хотя большинству барабанщиков достаточно одной позиции, выбрав которую они только ее и используют, прочие варианты поверхностей могут
быть полезны на концертах с различными требованиями к уровню громкости.
Теперь – о массе колотушки. Более тяжелая колотушка дает больше громкости, при этом она может извлечь из барабана и больше "низов". Колотушки поменьше часто подходят для не очень громких выступлений, когда используются бас-барабаны меньших размеров. Некоторые колотушки снабжены стопорными зажимами (memory locks), позволяющими барабанщику установить идеальную для себя высоту колотушки. И хотя довольно заманчиво желание для максимальной громкости звука выставить колотушку на всю длину (что многие и практикуют), при этом необходимо принимать во внимание диаметр вашего бас-барабана. Самый лучший звук получается, если удар производится прямо в центр барабана. Полностью выставленная колотушка будет бить в районе идеальной точки по центру 26-дюймового гиганта, однако на 16-дюймовом бас-барабане Yamaha Hipgig она значительно сместится от центра.
Для изменения "массы" колотушки существует также противовес (см. илл.). Перемещая его верх или вниз по стержню колотушки, Вы можете менять ощущение от легкого до тяжелого, одновременно изменяя уровень громкости барабана.
Футборд (Footboard)
Футборд – платформа, на которую помещается нога барабанщика; бывает двух видов:
1/ футборд с раздельной конструкцией, при которой более длинная передняя секция и короткий подпятник имеют шарнирное соединение, более распространенный;
2/ длинный цельный футборд (часто называемым просто «лонгборд», от англ. longboard – «длинная доска»), закрепленный на шарнирах за областью пятки.
Ранние образцы лонгбордов включают Speedmaster производства Ludwig эпохи 1950-х и 252-ю модель Premier. Позднее этот дизайн был заново представлен компанией Axis в виде популярных педалей Longboard серии A (Axis A Longboard), а также был принят на вооружение такими производителями, как Trick, Sleishman (Sleishman Twin Pedal) и Pearl (Demon Eliminator), и это лишь некоторые названия.
Педали с длинным футбордом имеют более легкий и чувствительный ход и обрели популярность среди барабанщиков-металлистов, чьим ногам требуется самая быстрая педаль, а также у музыкантов, пользующихся техникой «пятка/носок» (heel-toe), которую гораздо легче использовать на логнборде. Однако барабанщики, которым нужно больше громкости и мощи, возможно, предпочтут прочность педали раздельной конструкции. Некоторые производители и тут идут на хитрость и предлагают либо выбор, либо модели «2 в 1». Axis и Trick позволяют осуществлять выбор между коротким и длинным футбордами, педаль Demon Drive от Pearl может быть преобразована из одного типа в другой. Классическая педаль Speed King производства Ludwig предлагает еще одну вариацию видоизменяемого футборда, с поворотным шарнирным подпятником.
Еще одна важная характеристика футборда – текстура его поверхности. Некоторые барабанщики считают, что текстура футборда не менее важна, чем любой другой атрибут педали. Если вы играете босиком или в носках, футборд с богатой текстурой (например, имеющий выпуклые логотипы, большие стилизованные отверстия или текстурные неровности), будет не таким удобным по ощущению, нежели более гладкий футборд. А если вы используете такую же технику игры на бас-барабане, как и Дэйв Уэкл (Dave Weckl – один из наиболее уважаемых барабанщиков в мире), когда при исполнении двоек и тройных ударов нога скользит вперед, то чрезмерно выраженная текстура может мешать хорошей игре.
Регулирование хода педали: кулачок (cam)
На большинстве педалей колотушка с футбордом соединяется через кулачок (cam) посредством цепной или ременной передачи. Форма кулачка, наряду с натяжением педали, оказывает наиболее сильное воздействие на ход педали.
1. Если кулачок имеет идеально круглую форму, это дает вполне предсказуемую реакцию: какие усилия вы прилагаете, такой результат и получаете. Однако, подобно шестерням на велосипеде, кулачок большого диаметра вращается легче и кажется не таким тяжелым, чем кулачок меньших размеров.
2. Еще одна распространенная форма кулачка – овальная, или продолговатая, что способствует более быстрому ходу и более громкому звучанию. Хотя такая форма, пожалуй, требует чуть больше усилий при приведении в движение, на самом деле она создает эффект ускорения после того, как педаль уже приведена в действие. Различия между этими двумя формами, возможно, малозаметны для глаз, но вот ноги ваши заметят их без труда.
Дизайн педали Pearl Eliminator с взаимозаменяемыми кулачками предлагает хитроумный способ придавать разные физические ощущения одной и той же педали. Каждый кулачок изготовлен из пластика разного цвета (для более быстрой идентификации) и имеет разную форму, соответствующую какому-либо конкретному ощущению. Если, предположим, барабанщику сегодня предстоит громкий рок-концерт, а завтра – акустическое выступление, он может просто воспользоваться разными кулачками: от агрессивного, ускоряющего кулачка до большого линейного кулачка, который легче контролировать при более низких уровнях громкости.
Некоторые тОповые педали, такие как Axis или Pearl Demon Eliminator, предлагают еще один способ передачи разнообразия ощущений. Вместо взаимозаменяемых кулачков у них есть возможность менять позицию крепления привода на кулачке, что придает педали либо более легкое, либо более тяжелое ощущение. Педаль Demon Eliminator предоставляет две позиции для присоединения приводного стержня, в то время как Axis имеет переменное регулирование привода, что обеспечивает большее разнообразие настроек.
Система привода
Всего выделяют три основных типа привода для соединения футборда с кулачком и узлом колотушки:
ременной,
цепной
прямой привод (или Direct Drive – цельная металлическая секция)
Кожаные ремни – когда-то наиболее распространенный вид передачи – имели печальную тенденцию изнашиваться и рваться, и в последующие годы их заменили лентами из армированного волокна. В педалях с цепным приводом используется велосипедная цепь (обычно одна или две, расположенные вплотную); такие педали обрели популярность пару десятилетий назад, благодаря внушительному виду и долговечности. Однако и у них есть свои недостатки: они могут загрязняться, а чистить их нелегко (если у вас недостаточно терпения), да к тому же они производят некоторый шум. И потом, цепи, как правило, дают чуть более тяжелое ощущение, чем педали с ременным приводом.
Первые педали с цепным приводом имели одиночную цепь, которая вращалась по шестеренке, как велосипедная, и уже значительно позже цепи стали двойные, шестеренка превратилась в вал, на котором в зависимости от модели либо делают выступающие зубчики, либо делают его гладким, покрывая сверху мягким материалом, например войлоком.
Сегодня большинство фирм производят педали с комбинированным приводом, когда цепь можно сменить на ремень и наоборот. Таким образом, пользуясь одной и той же педалью, вы можете выбирать, какой вариант вам больше по душе. Какая из них быстрее? Кто знает? Майк Манджини (Mike Mangini – американский ударник, рекордсмен «World's Fastest Drummer» (рус. «Самый быстрый барабанщик в мире») в нескольких номинациях), например, несколько лет назад говорил, что, на его взгляд, ремни чуть быстрее, чем цепи. Однако, и здесь руководствуйтесь собственными ощущениями.
Еще одни соискатели на звание «самых быстрых» - педали с прямым приводом. Они имеют передачу в виде цельной металлической секции (угловой скобы) между футбордом и узлом колотушки, что избавляет от использования кулачка. Такие педали исключают даже самую малую задержку, которая может иметь место в педалях с цепным или ременным приводом. Хотя большинство педалей с прямым приводом предлагают разнообразие возможностей для настройки хода и общего ощущения, диапазон их регулировок обычно более узок, чем у педалей других типов. Кроме того, одновременно с увеличением скорости при прямом приводе, к сожалению, сильно уменьшается мощность удара.
Многие металлисты отдают предпочтение педалям с прямым приводом, поскольку по ощущению они более быстры и чувствительны, а мощность удара компенсируют триггерами. Когда при игре на педали с прямым приводом вы отводите колотушку назад и отпускаете, стержень колотушки ходит взад-вперед сильнее, чем на педали той же упругости с цепным или ременным приводом, поскольку вес футборда способствует сохранению инерции движения колотушки.
Почтенную модель Ludwig Speed King можно считать педалью с прямым приводом, поскольку в ней используется металлический стержень для соединения футборда с узлом колотушки. Axis, Gibraltar, Pearl, Trick и Yamaha также предлагают высокотехнологичные педали с прямым приводом. Педаль Catapult Linear Motion производства Gibraltar - поистине уникальна по своей конструкции: ее создатели не только отказались от традиционного кулачка, но сама педаль к тому же еще и полностью лишена каркаса.
Корректировка угла
Обычно, в педалях более простых конструкций, угол колотушки и расстояние до пластика регулировались путем помещения небольшого винта в одно из отверстий с правой стороны педали. Принцип работы: перемещение ролика, на который надевается пружина. Ролик вращается на винте, который ввинчивают в одно из равномерно расположенных резьбовых отверстий в шатуне пружины. Хотя такая система и работает прекрасно, но у вас есть всего лишь выбор из предопределенных на заводе значений угла. Многие современные педали теперь снабжены специальной ступицей шатуна, которая дает бесконечное разнообразие позиций. Это позволяет Вам установить такой угол, который удобен именно Вам.
Вне зависимости от того, какой метод применяется при игре на педали, непреложным остается следующий факт: чем ближе к пластику находится колотушка, тем быстрее она его достигает, и наоборот. Казалось бы, разумнее всего разместить колотушку как можно ближе к пластику, чтобы достичь наивысшей скорости, но тут есть и обратная сторона – меньшая громкость и мощь при каждом ударе. Поэтому барабанщики, исполняющие тихую акустическую музыку, джаз или играющие в ресторанах, пожалуй, отдадут предпочтение колотушке, расположенной близко к пластику под углом примерно 60 градусов, в то время как музыканты, играющие главным образом рок и поп, могут выбрать что-нибудь поближе к 45 градусам – для большего уровня громкости.
Если вы разместите колотушку слишком далеко от пластика, она, возможно, будет бить вас по голеням при отскоке или помешает, зацепившись за штанину. Многие барабанщики speed-металла предпочитают близкое расположение колотушки ради скорости и подключают к действию агрессивно звучащий сэмпл бас-барабана посредством триггера. А еще они предпочитают надевать шорты во время игры.
Многие педали предоставляют возможность настроить угол футборда независимо от угла колотушки. Это делается путем изменения длины соединительной цепи(ремня) в месте ее присоединения к подножке или к кулачку. Это позволяет вам выбрать наиболее комфортный угол наклона подножки. Чаще выделяют три высоты настройки: высокая, средняя и низкая. В нижнем положении педаль при полном нажатии почти касается платформы, в верхнем положении она находится довольно высоко. Барабанщики, использующие технику игры с опущенной пяткой [англ. heel-down] часто будут отдавать предпочтение более низкой позиции футборда, поскольку так меньше устают мышцы голени. Неистовые барабанщики, нередко предпочитают более высокую позицию футборда.
Фирма Pearl запатентовала специальное приспособление PowerShifter (или иными словами, подвижная пятка), позволяющее перемещать всю подножку вперед или назад по отношению к заводской установке. Перемещение подножки вперед (к пластику) укорачивает рычаг педали, что приводит к ощущению большей жесткости. Перемещение подножки назад увеличивает рычаг и делает педаль более мягкой.
Настройка отскока: с пружиной и без
Для возвращения колотушки назад после удара о пластик требуется некоторое сопротивление. На этот случай педаль, в большинстве случаев, снабжается пружиной. Хотя сейчас на рынке встречаются и уникальные беспружинные педали. Сначала рассмотрим самую распространенную конструкцию: пружина располагается на наружной стороне вертикальных стоек корпуса и растягивается (создавая упругость), когда вы давите на футборд. После удара в пластик футборд отпускается, и пружина возвращает колотушку в исходное положение. Важен следующий момент: чем тяжелее колотушка, тем более жесткая пружина вам нужна, чтобы скомпенсировать ее вес. Если стандартные пружины для вас недостаточно упруги, некоторые компании предлагают пружины повышенной мощности, обеспечивающие более быстрое реагирование и более тяжелое ощущение.
Некоторые педали имеют пружину, работающую на сжатие – т.е. она сжимается, а не разжимается, при этом толкая футборд обратно и обеспечивая тем самым отскок. В педали Premier 252, Speed King компании Ludwig и Pro1-Vand от Trick используются разные варианты пружин, работающих на сжатие.
Элегантно выполненная педаль B.O.A. производства PDP представляет собой еще одно решение. В педали B.O.A., созданной Bob Gatzen'ом, «гуру» опытно-конструкторских разработок по части барабанов, пружина вообще не используется. Вместо этого футборд Flex-tech и зона сочленения в области подпятника обладают гибкостью и тем самым заменяют пружину.
Drumnetics предлагает самую уникальную беспружинную педаль, работающую за счет магнитного отталкивания, благодаря чему футборд возвращается в исходное положение после удара. Ход педали можно регулировать, перемещая магнитные картриджи под футбордом вперед или назад. Это один из способов избавиться от скрипучей пружины.
Кардан
В современной рок-музыке, особенно в стиле метал-рока, для ударов по бас-бочке часто используется кардан (или двойная педаль, double pedal), который позволяет играть на бас-барабане обеими ногами, а значит бить по нему вдвое чаще, нежели при игре одной педалью. Кардан позволяет заменить две бас-бочки одной.
Впервые использовать две бас-бочки стал пионер этой техники Louie Bellson в 1950-е годы. Техника получила распространение в 1960-80 гг. И именно изобретение кардана позволило использовать те же ритмы и ту же технику игры, но уже на одной бас-бочке. По сути, механизм кардана представляет собой две педали, соединенные карданной передачей с колотушками, ударяющими по пластику бас-бочки. Наиболее распространенная конфигурация: «ведущая» правая педаль с 2 колотушками, и ведомая левая, соединенная валом. Для барабанщиков-левшей выпускаются зеркальные конфигурации, с колотушками слева. Также существуют симметричные конфигурации, в которых педали находятся на равном расстоянии от колотушек.
Плюсы кардана понятны. Во-первых, это возможность игры двумя ногами на одной бас-бочке для скорости. Соответственно, удобство во время гастролей и живых концертов, когда возможно использовать одну бас-бочку, вместо двух.
Минусы использования кардана небольшие и их легко предупредить:
1. Передаточное число с левой педали испытывает бОльшое сопротивление из-за карданного вала, а значит, левая колотушка работает немного «труднее». Чтобы этот минус свести на нет, необходимо развивать левую ногу и использовать машинное масло для смазывание деталей карданного вала и уменьшения трения. Важную роль играет модель кардана.
2. Когда записывают кардан, левая бочка звучит тише правой. Во-первых, потому что левая нога слабее, во-вторых, – из-за того же сопротивления карданного вала. Выход есть и из этой ситуации: необходимо расположить кардан так, чтобы в центр бас-барабана била левая колотушка, а не правая. Получается одинаковая динамика, и звучание подобное звучанию двух бас-бочек.
Балансировка двойной педали (кардана) от Дома Фамуларо (Dom Famularo - известный преподаватель игры на барабанах)
Как быстро, за считанные минуты, настроить кардан?
1. Отстройте основную педаль. Приступаем ко второй. Главная задача – отстроить вторую подобно первой (по силе удара, по скорости).
2. Убедитесь, что карданные передачи хорошо смазаны, и трение минимально.
3. Обеими ногами нажмите на педали так, чтобы обе колотушки коснулись пластика.
4. Одновременно отпустите педали.
5. Наблюдайте, как качаются колотушки. Если левая (для правши) колотушка качается медленнее, натягивайте ее пружину. Если она качается быстрее, ослабляйте ее пружину.
6. Сбалансированным кардан можно считать тогда, когда обе колотушки будут качаться «в фазе» как можно дольше. Помните: нельзя добиться того, чтобы карданная педаль качалась столько же времени, как и основная: этого никогда не произойдет. Еще не изобрели способа, как сделать педали совершенно симметричными и преодолеть трение двух карданных механизмов, вала и дополнительного подшипника, которые нужны для передачи усилия второй педали на колотушку. Есть лишь возможность настроить вторую педаль на Ваше усмотрение – сильнее или слабее основной.
Duallist
Как только барабанщики привыкли к идее двух педалей и одной бас-бочки, шотландский барабанщик по имени Кевин Маки (Kevin Mackie) изобрел педаль нового поколения под названием Duallist. Она представляет из себя одну платформу с двумя колотушками, которые бьют в барабан при нажатии на педаль и при ее отпускании! Получается эффект двух ударов по барабану при одном нажатии на педаль.
Для бОльшей уникальности звучания, позднее добавилась вторая педаль, позволившая использовать уже три колотушки. Сумасшедшая вещь! Эта конструкция педали для бас-барабана позволяет создавать безграничное количество ритмических рисунков. Каталог:
-
аксессуары к ударным