Багатоканальна передача звуку

Дата: 12.01.2012
Применение цифровых микшерных консолей, а также процессоров обработки аудиосигналов произвело революцию в технологиях звукорежиссуры и маршрутизации звуковых потоков. Это оборудование на сегодняшний день становится де-факто стандартом отрасли, вытесняя традиционные аналоговые технологии.


C появлением новых цифровых технологий изменились и методы передачи аудиосигналов между компонентами системы: теперь по одному кабелю можно передать сотни высококачественных аудиоканалов в цифровом виде, таким образом, одна линия связи может заменить огромное количество аналоговых коммутационных кабелей. Применение оптических линий передачи данных позволяет увеличить максимальную длину линии до десятков километров. Важной особенностью является также то, что в цифровой аудиосети отсутствует жесткая связь между внутренними и реаль- ными (физическими) соединениями, благодаря чему можно гибко конфигурировать систему с учетом всех особенностей конкретного приме- нения. Теперь имеется возможность подключать необходимое количество аудио-входов/ выходов в любом месте сети, маршрутизация производится с помощью удобного в использовании программного обеспечения. Кроме того, цифровой метод передачи аудиосигналов исключает их деградацию, связанную с воздействием внешних электромагнитных наводок, сопротивлением, емкостью и индуктивностью кабеля. Вместе с потоками звука в цифровой аудиосети передаются и управляющие команды, а компьютер, подключенный к сети, позволяет обеспечивать мониторинг всех ее элементов – пультов, процессоров сигнала, усилителей и др. Стандартная Ethernet (IEEE 802.3) архитектура позволяет использовать для распределения и направления сигналов обычное IT-оборудование, а также применять самые современные IT-технологии. Частым аргументом в пользу ис- пользования аналоговой передачи звука является дороговизна цифровой аппаратуры. Однако в разветвленных системах с цифровыми микшерными консолями стоимость необходимых сплитеров, одиночных кабелей, мультикоров, соединителей зачастую превышает затраты на цифровую коммутацию, хотя качество и надежность передачи аналогового сигнала при усложнении коммутации ухудшается в геометрической прогрессии, не говоря уже о возрастающем количестве дополнительного оборудования, километрах и килограммах кабелей. Рассмотрим практический пример. Представим себе систему с большим количеством источников сигнала, основным и мониторным цифровыми микшерными пультами (к примеру, Yamaha PM5D и Yamaha M7CL), а также усилителями для нескольких кластеров акустических систем. Кроме этого, звук необходимо передать ля теле- или радиотрансляции или в систему много канальной записи.
 

Используя аналогвую коммутацию, кроме дорогих длинных многоканальных мультикоров (кабелей, состоящих из множества симметричных линий для передачи многоканального аналогового сигнала), необходимо применять и многоканальные сплитеры - разделители сигнала для распределения сигнала от источника всем потребителям. Микрофонный сигнал имеет очень низкий уровень (около -40 дБ) и усиливается предусилителями микшерной консоли. Микрофонные линии получаются достаточно длинными, чувствительными к наводкам и помехам, например, от силовых кабелей или светового оборудования. Кроме того, эти помехи усиливаются вместе с основным микрофонным сигналом. Длинные кабели также имеют значительную собственную емкость, что ослабляет сигнал и делает звук невыразительным и тусклым.

При цифровой коммутации все элементы системы (стейджбоксы, содержащие набор входов-выходов, аналого-цифровые и цифро-аналого- вые преобразователи, основной и дополнительные микшерные пульты, записывающие и вещающие консоли, процессоры и усилители акустических систем) соединяются между собой одиночными Ethernet-линиями (стандарт- ная витая пара) в последовательную цепочку. Присоединение любого дополнительного устройства к сети сводится к подключению кабеля во входное LAN-гнездо и выполнению несложных настроек в управляющей программе. При необходимости, с помощью медиаконвертера (преобразователя способа передачи сигнала), многоканальный цифровой сигнал можно передать по оптоволоконному кабелю на расстояние до 70 км.

Одним из наиболее надежных и успешно применяемых в мире протоколов сетевой передачи цифрового аудиосигнала является протокол EtherSound™.






 

Он был создан компанией Digigram в 2002г. на основе широко распространенного в то время протокола CobraNet. EtherSound версии 1.0 впервые был представлен при масштабной постановке оперы «Кармен» в сентябре 2003г. в Париже. Специалисты были поражены тем, что на огромной 80-тысячной арене «Stade de France» все соединения в звукоусилительном комплексе были выполнены одиночным Ethernet кабелем, при этом обеспечивалась полная работоспособность всей системы. Обновленная версия протокола EtherSound – ES100™ реализована на основе сети с пропускной способностью в 100 Мбит, перепередавая в двустороннем режиме 64 канала аудио в формате 24 бит, 48кГц, при этомзадержка передачи информации составляет всего 0,14мс. Схема соединения элементов сети EtherSound представляет собой цепочку последовательно соединенных между собой устройств. Для обеспечения высокой надежности всей цифровой сети в целом применяется схема соединения «кольцо», в которой последнее устройство цепочки соединяется с первым. В таком случае информация к каждому устройству приходит с двух сторон от следующего и предыдущего в цепочке. Для разветвленных систем применяется схема соединения «звезда» с использованием стандартного коммутационного Ethernet оборудования.

В последнее время активно ведется разработка протокола ES-Giga для гигабитных EtherSound сетей. Протокол будет поддерживать двустороннюю передачу 256 каналов в формате 24бит, 48кГц, а также дополнительную IP-информацию, к примеру, DMX- управление световыми приборами, видео с IP-камер и прочее.

Корпорация Yamaha более 25 лет является лидером производства цифровых микшерных консолей, применяемых для озвучивания концертных залов, театров, стадионов, использования в радио- и телестудиях, студиях звукозаписи, кинопроизводстве. Преимущества технологии EtherSound используются в сочетании с неисчерпаемыми возможностями микшерных пультов Yamaha: 01V96, 02R96, DM1000, LS9, M7CL, PM5D, PM1D, DM2000. В настоящее время Yamaha производит широкий ассортимент оборудования (в частности, высокопроизводительные процессоры ввода/вывода DME4io-ES, DME8i-ES, DME8o-ES, цифровой интерфейсный модуль NAI48- ES, стэйджбокс SB168-ES, карты MY16-ES64 и MY16-EX), поддерживающего стандарт EtherSound, что позволяет осуществлять постановки самого высокого уровня сложности. Наилучшим подтверждением служат шоу многих зарубежных артистов, таких как Питер Гэбриэл, Мадонна, Queen, концерты отечественных звезд, телестудии Савик Шустер Live, 1+1 Productions , в которых применяется оборудование Yamaha.
 



Каталог:
-
микшерные пульты YAMAHA

 

Залишити коментар

Автор:

Текст коментаря: Увага: HTML не підтримується! Використовуйте звичайний текст.

Введіть код із картинки: