Як записувати акустичну гітару
Дата: 30.10.2011
Запись акустической гитары сильно отличается от записи электрогитары в одном важном аспекте. В случае электрогитары усилитель фактически является еще одним инструментом. Кроме того, пространство, в котором производится запись, не так критично, поскольку звук в основном регулируется очень точной настройкой микрофона и обработкой сигнала.
С другой стороны, акустические гитары проявляют свой характер в неразрывной связи с окружающим пространством, в котором они звучат. Люди знают, какой звук должен быть у гитары, и плохая запись будет звучать неестественно. Именно поэтому мы рекомендуем акустические гитары с DI-разъемами.
Хороший звук
Акустические гитары относятся к самым интонационно богатым и красиво звучащим инструментам - только жестокое сердце не растает от оды Бандераса в честь Сальмы Хайек в "Desperado". Отсюда следует, что первый шаг к хорошей гитарной записи - это отличный звук акустической гитары. Для натренированного уха разные гитарные струны и даже медиаторы имеют огромную разницу в звучании. Поэтому прежде всего убедитесь в приятном для слуха звучании. Если звучание неприятно, нет никаких шансов, что вы останетесь довольны записью, каким бы профессионалом вы ни были. Даже если вам придется для этого разбить любимую копилку - гитара для записи должна быть хорошей.
Правильное место
Акустические гитары обычно слушают в реальном пространстве. У них продолжительная фаза затухания и превосходная естественная реверберация. Следовательно, чрезмерно сухой сигнал будет звучать скучно и безжизненно, так что ни один обычный алгоритм его не восстановит - именно этот недостаток чаще всего присущ комнатным записям. Решение, как и в большинстве методов записи, простое: выбрать более яркое место. Вам необходима большая комната, желательно с деревянными полами и твердыми поверхностями.
Если у вас полы покрыты коврами, положите себе под ноги МДФ или переходите в другую комнату.
И еще: при записи правильное место для гитары находится как можно дальше от пуговиц рубашки, джинсовых заклепок, поясных блях, застежек молнии, пирсинга пупка, часов и всего остального, что может стучать об деку гитары или как-то иначе нарушать идеальное звучание.
Микрофоны
Вы, наверное, уже знаете, что акустические гитары имеют невероятно богатое звучание на высоких частотах, и чтобы правильно их записывать, вам понадобится самый лучший конденсаторный микрофон. Вам также понадобится самый тихий интерфейс, какой только вам позволят деньги, поскольку никакой эквалайзер не сможет убрать шипение от такого богатого высокими частотами инструмента (к тому же с очень широким динамическим диапазоном) и не испортить его звук.
Как и в случае с живым вокалом, микрофоны акустической гитары обычно ставят вплотную к резонаторному отверстию, чтобы получить наиболее громкий сигнал и максимальное разделение инструментов, но звук при этом получается, как в коробке, и требуется серьезное вмешательство эквалайзера. В студии можно вести себя немного свободнее и расположить микрофон на расстоянии 35-45 см от гитары в том месте, где сходятся гриф и дека. После этого вы без вопросов можете настроить звук в соответствии с окружающим пространством. Для этого наденьте хорошие наушники, а микрофон поставьте ближе, чтобы звук был более насыщенным, или дальше, чтобы он был легким и более объемным. Здесь, как и с барабанами, важно не сдаваться, пока не убедитесь, что получили самое лучшее звучание из всех возможных - это займет всего 10 или 15 минут, но именно эти 15 минут решат судьбу всей вашей гитарной партии. Также помните: кое-что можно изменить и с помощью диаграммы направленности. Если нужен объемный микрофонный звук и комнатная атмосфера, попробуйте вместо обычной кардиоиды использовать всенаправленную диаграмму.
Советы профессионалов
При записи пробуйте и медиаторную, и пальцевую технику игры - какая из них в записи звучит лучше? Если техника игры медиатором кажется слишком навязчивой, помогает ли перемещение микрофона?
Также можно поэкспериментировать с несколькими микрофонами. Попробуйте поставить один микрофон напротив резонаторного отверстия, чтобы получить теплое звучание, а другой - возле грифа для яркого звука. Или попробуйте расположить микрофоны по центру, направив их на противоположные концы деки гитары - эти сигналы в дальнейшем могут послужить для создания стереоэффекта.