Гитарное усиление для репетиционной базы
Дата: 10.05.2012
Электрогитара – инструмент, который используется в подавляющем большинстве музыкальных коллективов. Как правило, в группе, участвует две гитары. Именно на это количество и будем рассчитывать при строительстве репетиционной базы.
Частотный спектр звучания гитар располагается таким образом, что для его усиления требуется менее мощная аппаратура, чем при озвучивании бас-гитары. Тем не менее, есть свои тонкости при выборе оборудования для гитар.
Для озвучивания гитар на репетиционных базах могут использоваться два типа оборудования: комбоусилители (комбики) и системы "голова" + "кабинет". В первом случае усилитель и динамическая головка встраиваются в единый корпус. Во втором – усилитель имеет свой корпус, устанавливаемый поверх корпуса акустической системы. Покупка гитарной головы ("head") и соответствующей акустической системы – дело затратное, и не обязательное для применения на репетиционной базе. Кабинетные системы, наиболее широко применяются для концертных выступлений, т.к. при равной мощности усилителя, они развивают большее звуковое давление, чем комбики. Это связано с тем, что в большинстве кабинетов используется четыре или больше динамиков, против двух (максимум) в комбиках. В условиях репетиционной базы, вполне достаточно применения комбоусилителей. Однако, использование более дорогой техники может привлечь дополнительных клиентов. В конечном итоге, выбор конструктивного исполнения гитарного усиления во многом упирается в количество имеющихся в распоряжении финансов.
Для озвучивания небольшого помещения репетиционной базы, достаточно использование систем, мощностью 100 – 150 Вт. При выборе усилителя, прежде всего, следует сделать выбор между ламповым и транзисторным решением. В первых усилителях в качестве активных элементов используются вакуумные радиолампы. В последних – полупроводниковые транзисторы. Ламповая технология дороже, но знатоки утверждают, что именно такие усилители дают мягкий, плотный гитарный звук. Транзисторные усилители дешевле, но имеют "сухой" звук и довольно высокий уровень собственных шумов. Отметим, что на современном этапе развития схемотехники, звучание транзисторных усилителей мало чем отличается от звучания ламповых. Различия на слух могут определить очень немногочисленные специалисты.
Всё большую популярность приобретают гибридные системы. Они являются компромиссным решением между транзисторными и ламповыми усилителями. В гибридах каскад предварительного усиления выполняют на лампе, обеспечивая низкий уровень шума в наиболее критичной к этому параметру части усилителя, а оконечный каскад – на транзисторах. Гибридные решения занимают ценовую нишу между транзисторными и ламповыми усилителями.
Следующее, на что необходимо обратить внимание при выборе гитарного усиления – количество и диаметр используемых динамиков. Здесь правило простое – чем больше, тем лучше.
При выборе гитарного усилителя не следует придавать особого значения наличию встроенной обработки сигнала. В общем случае, достаточно наличия регулировок тембра (НЧ, СЧ, ВЧ) и громкости. Это обусловлено тем, что гитаристы используют для формирования звучания гитары дополнительные устройства (гитарные педали или процессоры), сигнал которых не нуждается в дополнительной обработке в гитарном усилителе. Несмотря на это, будет преимуществом, наличие в комбике цифрового ревербератора. Прочая экзотика гитарной обработки, встроенная в усилитель не нужна и смысла переплачивать за неё - нет.
Лидерами в производстве гитарного усиления являются такие фирмы как Marshall, Fender, Randall. В бюджетном сегменте интересные варианты предлагает Ibanez.
Теперь несколько слов об установке систем гитарного усиления. Если предполагается использование кабинетов систем, то они устанавливаются непосредственно на пол. При использовании стеков одна акустическая система устанавливается на пол, на неё ставится вторая, и завершает конструкцию головное устройство. Если на репетиционной базе используются комбики, то их следует устанавливать на специальные стойки, которые позволяют не только приподнять источник звука над полом, но и изменяют его угол в вертикальной плоскости. Этот угол выбирают таким образом, чтобы динамик был направлен слегка вверх.
Расположение акустических систем в пространстве репетиционного модуля должно осуществляться с учётом простых правил:
- колонки располагают вдоль стен полукругом, таким образом, чтобы звуковая волна распространялась в сторону ударной установки;
- наиболее мощная гитарная система располагается на наибольшем удалении от ударной установки.
Выполнение несложных рекомендаций этой статьи позволит получить качественное гитарное звучание на репетиционной базе.